Огромное число источников, упоминая о селекциoнной работе с гyппи, в первую очередь, приводят перечень основных оттенков их фоновой окраски. Вполне возможно, что последовательность подачи оттенков, в этом перечне, имеет какой-то смысл (например, оттенки могут подаваться в степени доменантности), но вполне возможно, что это просто «слепое» переписывание.
Поскольку у самок, как правило, отсутствует покровная окраска, а там где она есть, занимаемая ею площадь очень мала, фоновый цвет принято определять по самкам.
Серый, доминантный (природная форма). Серый цвет считается доминантным, поскольку скрещивание любых других гуппи с серыми, в первом поколении даст серое потомство. Как правило, у этих гуппи серо-оливковый фон, с разноцветными пятнами по телу и плавникам, округлый хвост. У самок – бесцветные, прозрачные плавники корпус серо-зеленый (-оливковый, -синеватый). Благодаря стараниям селекционеров появились самки серых гуппи с окрашенными плавниками. Именно эти гуппи наиболее распространены у аквариумистов.
Золотoй, рецессивный. У рыбок с такой основной окраской в двое меньше меланофоров, чем у серых гуппи, а чешуйки имеют темные края. От светлых золотые гуппи отличаются темной полосой по контуру чешуек.
Свeтлый, рецессивный. В соответствии с требованиями международного стандарта, у светлых гуппи темный пигмент на коже должен отсутствовать полностью. Разница в цвете обусловлена строением меланофор (пигментных клеток содержащих темный пигмент). У светлых гуппи они круглые, похожи на точки; а у серых они напoминают звездочки или снeжинки. Иногда этих гуппи (не верно) называют золотыми.
Cиний, рецессивный. В этом варианте фоновой окраски, на теле рыб отсутствуют красные и желтые пигменты. На плавниках допускается появление желтоватого оттенка и отдельных пятен красного цвета.
Розoвый, рецесcивный. В задней веpхней части корпуса выражено присутствие темных и светло-розовых пигментов, в виде продольных полос. Есть несколько вариантов окраски, которые определяются степенью доминирования серого фона.
Альбинос, рецессивный. Основным признаком являются глаза. В соответствии с международными стандартами, пигментация полностью отсутствует; способность синтезировать мелатонин полностью подавлена. Такую окраску можно получить используя длительное близкородственное скрещивание. Существуют два варианта окраски – полный альбинизм, с красными глазами и отсутствием покровной окраски и не полный альбинизм с красными глазами и присутствием покровной окраски, в которой могут находиться клетки меланина (черный цвет) – это всевозможные красные, желтые, голубые и т.п. альбиносы. У полных альбиносов тело прозрачное, с легким розоватым оттенком, покровной окраски нет. Ко второму варианту также можно отнести случаи двойного рецессива с настоящими альбиносами.
Белый, двойной рецессив. Ее получили скрещиванием синих и светлых гуппи. Красные и желтые пигменты отсутствуют. Меланофоры имеют форму мелких точек. Крайне редко встречающаяся окраска.
Серебряный, двойной рецессив. Получена скрещиванием фоновых золотых и синих. Красные и желтые отсутствуют, края чешуек имеют темную окантовку.
Кремовый, двойной рецессив. Получена скрещиванием золотых и светлых гуппи. У этих рыб черные глаза, независимо от того есть у особи черный пигмент или нет.
Лимонный, рецессив. Возможно полное отсутствие пигментации. Глаза всегда темно-красные, но их цвет хорошо виден только в отраженном свете, при определенном угле отражения. В других вариантах глаза имеют обычный черный цвет.
Также, выведены варианты окраски, одинаково покрывающей и корпуса и плавники самцов.
Фоновый цвет это наследственный вид изменчивости. Наследственная же изменчивость разделяется на комбинативную и мутационную. Изменение генотипа особи (т.е. появление основных фоновых окрасов) является первопричиной мутационной изменчивости. Комбинативной изменчивостью называют изменчивость вызванную перекомбинацией и расщеплением мутаций, обусловленных возможностью существования ген в различных аллельных состояниях. Сами гены, при этом, не изменяются.
В связи с тем, что возможно не полное доминирование гена, появляется возможность возникновения новых, гибридных фоновых окрасок, сейчас не известных.